Журналист
против имама
В Иркутске возродили традицию дуэлей
Теперь в нашем городе отношения можно выяснять цивилизованно, с помощью
дуэлей. Словесных, разумеется. Их с недавнего времени устраивает
Иркутский политический клуб. Форма дуэли очень напоминает передачу "К
барьеру" (НТВ). Есть ведущий, задающий провокационные вопросы, двое
дуэлянтов, представляющих разные точки зрения, и жюри, которое называет
победителя. На последней дуэли, посвященной так называемому
карикатурному скандалу, побывал корреспондент "Пятницы".
Дуэлянтами на этот раз стали имам Иркутской соборной мечети Фарит
Мингалеев и Дмитрий Таевский, главный редактор интернет-издания БАБР.RU.
Понаблюдать за схваткой собрались студенты, журналисты, ученые и
сотрудники иркутской администрации. Зал был заполнен до отказа.
Первый раунд начали с обсуждения самих рисунков, о которых так много
говорят, но мало кто видел. Организаторы дуэли заранее распечатали
опальные карикатуры и раздали их зрителям. И что же в них такого
крамольного? На взгляд среднестатистического российского обывателя,
ничего. Ну а с точки зрения мусульман — полное безобразие: на одной
карикатуре пророк изображен в образе шахида, на голову которого надет
тюрбан в виде взрывного устройства. На другой — пророк прельщает
террористов-смертников прелестями рая. Хулиганство, одним словом.
Однако, несмотря на остроту вопроса, оба дуэлянта были настроены
довольно миролюбиво. Имам Фарит много улыбался и старался больше
говорить о том, что у мусульман и христиан много общего, а Библия и
Коран очень похожи...
Дмитрий Таевский поддержал имама, добавив, что религия вообще
умиротворяет людей. Однако, по его словам, исламский мир не вправе
диктовать Европе, как жить. Европа должна жить по своим законам.
Исламский мир — по своим.
— В Турции многоженство, — привел пример дуэлянт, — там женщины ходят в
парандже, но турок не оскорбляет то, что у нас женщины ходят без
паранджи. Потому что у них свои законы, у нас свои. Хотя, с точки зрения
турка, женщина без паранджи — это ненормально. И мы не можем навязывать
свои законы друг другу...
Дмитрий Таевский также сказал, что он категорически против введения
какой-либо религиозной цензуры в СМИ. Имам Фарит с ним не согласился.
— Эти карикатуры нарушают исламский закон. Я считаю, что нужно наказать
виновников, напечатавших рисунки... Цензура должна быть.
Его поддержала сотрудница городской администрации Галина Гедвило.
— Государство должно устанавливать рамки и ограничения, — пылко заявила
она, — к нам постоянно приходят люди за разрешениями на проведение
пикетов против растления молодежи, против порнографической литературы...
Дмитрий Таевский возразил, что в Европе порнография продается свободно
людям, достигшим определенного возраста. По его словам, в карикатурном
скандале мы имеем дело с тем же самым. Публикация в газете была
предназначена для свободного европейского сообщества, а не для исламских
стран. Это личное дело Датского государства и его граждан.
— Я с этим не согласен, — возразил имам, — публикация карикатур — это
насмешка и издевательство. Это унижает верующих...
— Им нельзя изображать пророка, вот в чем дело, — вступилась за
мусульман Галина Гедвило.
— Но мне-то можно, я не мусульманин, я не заставляю их смотреть эти
карикатуры.
В конце дуэли ведущий объявил итоги голосования. Те, кто поддержал
имама, оказались в меньшинстве. Победил Дмитрий Таевский.
История скандала
Карикатурный скандал разгорелся после публикации в одной из датских
газет карикатур с изображением пророка Мухаммеда. В результате весь
исламский мир буквально взорвался от негодования. Некоторые страны даже
отозвали из Копенгагена своих послов... Затем подобная история произошла
и в России. Одна из волгоградских газет опубликовала шарж, на котором
были изображены Христос, Моисей, Будда и Мухаммед, смотрящие телевизор,
на экране которого — две готовые к драке группы людей. Подпись под
рисунком гласила: "Мы вас этому не учили". Газете этот рисунок обошелся
очень дорого. Ее в результате прикрыли.
Елизавета Старшинина, friday@pressa.irk.ru газета
Пятница
Иркутское
эхо «карикатурной войны»
Тот факт, что главные мировые новости доносятся до Иркутска только в
виде видеоизображений в вечерних программах новостей, иногда огорчает,
но чаще все-таки радует. В самом деле, нашей области хватает того
немногого, что о ней чаще всего говорят (БЦБК, алюминий, Байкал, Колчак,
теперь еще Бирюсинск и, конечно же, референдум), чтобы добавить в список
очередное заказное убийство авторитетного бизнесмена или случай
дедовщины в одной из войсковых частей. Как говорится, отсутствие ТАКИХ
новостей -- это хорошая новость. Миновал нас и карикатурный скандал,
углубивший пропасть между Западом и Востоком до очередной, смертельно
опасной отметки. В России скандал аукнулся двумя закрытыми газетами и
недвусмысленной угрозой введения религиозной цензуры.
Обстоятельства карикатурного скандала и перспективы свободы слова в
нашей стране -- примерно так можно было сформулировать тему дискуссии,
организованной недавно иркутским политическим клубом в офисе фонда «Открытая
Россия». Волею организатора и ведущего заседаний клуба, студента БГУЭП
Александра Валова, в разговоре приняли участие руководитель проекта
Бабр.ру Дмитрий Таевский и имам-хатыйб Иркутской соборной мечети Фарит
Мингалеев. Приглашали на встречу и представителей других конфессий, но
православные и католики, проявив редкое единодушие, от обсуждения
опасной темы уклонились.
После того как ведущий напомнил вкратце хронику скандала, между
участниками встречи началась неспешная и предельно вежливая беседа.
Мусульмане Иркутска, как и следовало ожидать, солидарны со своими
единоверцами во всем мире: если по канонам ислама нельзя изображать
пророка (и вообще лицо человека), то нельзя всем, в том числе и тем, кто
придерживается другой веры или не верует совсем. В своем стремлении
убедить весь мир действовать и жить по правилам ислама граждане и
правительства исламских государств поделили роли: граждане громят
посольства европейских государств и бойкотируют датские товары, а
правительства направляют «стихийный» процесс в упорядоченное русло и
пытаются добиться неких дивидендов средствами дипломатии.
Дмитрия Таевского гораздо более волнуют проблемы отечественных СМИ.
Публикация абсолютно безобидного рисунка, на котором Будда, Магомет,
Моисей и Христос смотрят телевизор (на экране -- столкнулись две толпы
под разными флагами), приговаривая: «Мы их этому не учили», закончилась
для волгоградской газеты «Городские вести» закрытием по приказу
городской администрации. Страшно даже не то, что газету закрыли вопреки
всем правилам и нормам (российские законы предполагают сначала вынесение
двух предупреждений, а уже затем карательные санкции), -- плохо, что
никто не заступился за журналистов, а гонения возглавили и, по сути,
организовали руководители городского отделения «Единой России» -- по
совместительству, городская администрация. А вот местные духовные лидеры
никаких претензий к газете не имели.
Аналогичные процедуры намечаются в отношении газет «Наш регион» и «Регион
35» в Вологодской области -- опять же руками «единственно верной» партии.
Федеральное руководство партии, как пишет еженедельник «Власть»,
высказалось за создание «морального кодекса для журналистов: кодекс
должен исключить любую возможность оскорбления в СМИ чувств верующих».
Представляете себе документик? Я что-то с трудом… Учесть ВСЕ ограничения,
налагаемые религиями хотя бы на собственных приверженцев, -- и то,
наверное, не один том, а представить себе, что покажется оскорбительным
кому-то из особо чувствительных верующих, -- и вовсе ум за разум зайдет.
Главная беда всех желающих использовать скандал в целях «прижать к ногтю»
чрезмерно смелые СМИ заключается в том, что они не знают (как это
произошло и с участниками дискуссии в политклубе) или не желают замечать
один важный факт. Рисунки в датской газете появились после того, как
писатель Каре Блюйтген, автор книги для детей о жизни пророка Мухаммеда,
не смог найти художника, который согласился бы проиллюстрировать книжку,
-- боялись. Флеминг Розе, узнав об этом, решил найти смелых -- и нашел (на
свою голову) целых 12. Проживающие в Дании мусульмане обиделись вплоть
до обращения в суд всего на один рисунок -- на нем у пророка чалма в
виде бомбы с горящим фитилем. Рисунки даже перепечатала одна газета в
Иордании (редактора, правда, потом, в самый разгар массовых акций
протеста, арестовали). Едва ли инициаторов разбирательств поддерживают
все европейские мусульмане: жить-то они предпочитают не в окружении
единоверцев на родине, а в «безбожной» Европе. Но обращение в суд было
еще полбеды. Настоящую беду собственными руками организовали датские
имамы -- на Ближний Восток отправились не только 12 рисунков,
опубликованных в газете, но и еще три действительно оскорбительных,
якобы полученных по почте. Редакция газеты и премьер-министр Дании
принесли извинения уже 31 января -- а действительно массовыми беспорядки
и требования принести извинения в мусульманских странах стали в начале
февраля. Датчанам теперь, наверное, надо извинения крутить по
национальному ТВ вместо государственного гимна -- перед началом вещания
и после окончания. Вместо этого кое-кто в Дании высказывает пожелания о
реформировании ислама, примерно в том стиле, как в свое время Лютер
реформировал католицизм, -- чтобы человек мог обращаться к богу без
посредничества священнослужителя и вне мечети.
И вот теперь вопрос: а имеет ли вся эта история отношение к оскорблению
религии и чувств верующих? Сдается, что совместными усилиями фанатиков с
двух сторон – исламских радикалов и европейских националистов -- под
сомнение поставлено право всех остальных граждан получать и
распространять ту информацию, которую они считают нужным. Цензура,
появившись однажды, имеет тенденцию разрастаться как раковая опухоль, а
место, освобожденное информацией из независимых источников, занимает
централизованно подаваемая ложь, сдобренная собственными измышлениями
власть имущих о том, что является оскорблением чувств и кто на самом
деле выпил всю воду в кране. И следующей жертвой может стать кто угодно,
как дышло повернется: православные, католики, буддисты, шаманисты,
коммунисты, социалисты, филателисты… Атеистам вообще тяжело придется --
их много, но единого центра нет, и если подать заявление в суд об «оскорблении
чувств неверующих», то реакцию представить нетрудно. А хочется. Когда
мне отказывают в праве называться русским только потому, что не хожу в
Пасху в церковь и не купаюсь в иордани, -- разве это не оскорбление?
Быть может, публикация в датской газете -- это не оскорбление ислама, а
исключительно политическая провокация -- пока неважно, кем и зачем
организованной, пусть следователи в Дании разбираются. Религиозная
цензура в светских СМИ недопустима, в том числе в России, потому что
всем все равно не угодишь, а если цензуру станет осуществлять
государство, то скоро без газет останемся. В случае, если ваши чувства
чем-то задеты, разбираться мирно -- без поджогов и драк. Кто против?
Борис Самойлов, специально для «Байкальских
вестей»
Посмотреть
карикатуры.
Биографии участников
На главную
Обсудить.... |